Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Адрес:
г. Кемерово,
ул. Терешковой, д.18, пом. 2

Телефон приемной:
+7 (3842) 34-66-01
E-mail: ekspertko@mail.ru

Проекты капремонта и благоустройства нуждаются в срочной гармонизации регулирования

29.11.2019
Проекты капремонта и благоустройства нуждаются в срочной гармонизации регулирования

С предложениями по устранению противоречий законодательной базы в части проведения капитального ремонта, эксплуатации и благоустройства объектов регионального и муниципального уровня на V Всероссийском совещании организаций государственной экспертизы выступил директор Мособлгосэкспертизы, президент Ассоциации экспертиз строительных проектов Игорь Горячев. 

Объем рассмотренных комплектов проектно-сметной документации на капремонт за последний год существенно возрос, отметил Игорь Горячев. Так, доля договоров экспертизы капремонта составляет 52% в общем объеме услуг Мособлгосэкспертизы, хотя в предыдущие годы такие договоры занимали около 30 %. При этом средняя стоимость договоров на проведение экспертизы проекта капремонта в пять раз меньше договора на строительство или реконструкцию, хотя процедуры экспертизы и оформления заключения в обоих случаях аналогичны, заметил директор Мособлгосэкспертизы. 

Однако основные проблемы этого сегмента экспертной деятельности связаны со значительным отставанием нормативно-правового регулирования и, прежде всего, с расхождением требований федеральных законов к объектам капитального ремонта и благоустройства. «Требования к этой части проектной документации в законодательных актах не гармонизированы, и это создает правовую неопределенность при проведении работ», - подчеркнул Игорь Горячев. В частности, он указал на ряд значимых несоответствий и противоречий в нормативных требованиях к проведению капремонта, возникших в результате принятия поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации и сохраненных без изменений норм Жилищного кодекса и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Так, например, в новой редакции статьи 47 Градостроительного кодекса отсутствуют требования по выполнению инженерных изысканий при подготовке документации на капремонт. В то время как статьи 3 и 42 Технического регламента предусматривают при проведении капремонта обязательное выполнение требований механической и пожарной безопасности, обеспечение безопасности зданий и сооружений с учетом оценки рисков опасных природных явлений и техногенных воздействий, а также обеспечение доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, энергоэффективности зданий и сооружений и др. 

Вместе с тем в статье 1 Градкодекса установлен запрет на изменение параметров объекта капитального строительства, его частей и элементов (в том числе высотности, количества этажей, площади и объема). Также не разрешены замена, восстановление несущих строительных конструкций, изменение класса, категории и ряда других первоначально установленных показателей, включая границы полос отвода и охранных зон. Эти требования также не согласуются с действующими положениями Техрегламента о безопасности зданий и сооружений и Жилищного кодекса. 

Игорь Горячев представил участникам V Всероссийского совещания организаций государственной экспертизы не только подробный сравнительный анализ основных законодательных актов, но и предложения по нормативному регулированию проведения капитального ремонта, эксплуатации и благоустройства объектов регионального и муниципального уровня, подготовленные Мособлгосэкспертизой и Ассоциацией экспертиз строительных проектов.

В частности, предлагается отказаться от законодательных положений об обязательности приведения объекта к действующим нормативным требованиям при капремонте, заменив его положением о восстановлении изношенных конструктивных элементов, отделки, инженерного оборудования и благоустройства при проведении капитального ремонта. Необходимо и предусмотреть возможность и случаи выполнения при капремонте работ по реконструкции, а также обязательность выполнения инженерных изысканий для подготовки проектной документации на капремонт. 

Кроме того, в числе необходимых мер для гармонизации нормативно-правовой базы предлагается введение требования о подготовки в случае частичного (не комплексного) капремонта только сметы без регистрации результатов экспертизы в Едином государственном реестре заключений, а также определить случаи, когда требуется обязательное проведение государственной экспертизы документации на капитальный ремонт, а когда достаточно получить заключение любой экспертной организации по выбору заказчика. 

Помимо этого, по мнению Игоря Горячева, в законодательстве следует конкретизировать требования к работам, не регулируемым градостроительным законодательством, но востребованном на региональном и муниципальном уровнях. «Также необходимо установить порядок (например, выработать методические рекомендации) подготовки, состава, проверки и утверждения документации для проведения текущего ремонта, эксплуатации и благоустройства», - уверен руководитель Мособлэкспертизы. 

V Всероссийское совещание организаций государственной экспертизы проводит Главгосэкспертиза России при поддержке Минстроя России.